Остановите на улице прохожего и спросите, сколько фильмов он посмотрел за свою жизнь, скорее всего, вы услышите: «Да разве так сразу вспомнишь?!» А если следующим уточняющим вопросом вы попытаетесь узнать, как много среди этого многообразия документальных лент? С высокой долей вероятности прочтете непонимание на лице вашего собеседника. Документалистика кому-то кажется слишком скучной, кому-то – слишком сложной. В этом материале мы постараемся заглянуть в загадочный мир документального кино под другим углом. Вместе с Александром Баршаком – известным российским кинорежиссером, членом жюри фестиваля социального кино «Шередарь» – мы выделили 5 причин, почему стоит интересоваться документальным кино.
Правда жизни
Вы видите кадры и верите происходящему на экране, потому что это съемка реальной жизни. В ней не должно быть авторского вмешательства, вообще такого понятия, как постановка, быть не должно. На экране возникает жизнь, которая представлена не постановочными событиями и вымышленными героями, – здесь
транслируются реальные события с их действующими лицами. Эта ЖИВАЯ ПРАВДИВОСТЬ даёт другую ступень воздействия на зрителя и на подсознательном уровне повышает градус эмоционального восприятия.
Документ эпохи
Понятие документа несет в себе содержание и точное отражение действительности с ее правилами и законами, «схваченной» в определенный исторический момент. Это коллективная память, зафиксированная на пленке.
Факт исторического или жизненного пространства
До просмотра картины ты мог не знать об этом событии или о главном герое этого документального рассказа, о каких-то важных его деталях, а вот сейчас, в данную минуту, тебе покажут такие нюансы, которые ты узнаешь с исключительной, подлинной стороны, без «игрового вымысла и фантазии». Через документальное кино любой жизненный факт воспринимается сильнее
и мощнее.
Высказывание
Здесь важно не путать с авторским намеренным высказыванием. Как раз наоборот, режиссер-документалист выступает лишь в роли проводника преподносимого им героя или события, не являясь его создателем. Истинным сценаристом документального фильма выступает сама наблюдаемая ЖИЗНЬ, а также последующий монтаж фильма, который помогает режиссёру выстроить зафиксированные эпизоды этой ЖИЗНИ нужным ему образом, в поиске достижения замысла.
Непредсказуемость результата
Идея документального фильма (тот самый замысел) гораздо сильнее развивается и меняется по ходу своей реализации, своего воплощения, чем в игровом кино. В
документалистике замысел часто находится «в тумане», его «не потрогать». И особый талант режиссера – идти за этим замыслом, а не подстраивать его
под собственную призму восприятия.
Топ-5 фильмов документального кино, которые советует посмотреть Александр Баршак: